Большие надежды большой тройки. Как будет развиваться украинский рынок мобильной связи в 2021 году — прогноз

Мобильные операторы поделились прогнозом на 2021 (Фото: Free-Photos / Pixabay)

Несмотря на пандемию и локдаун, падение доходов от роуминга и значительные инвестиции в развитие сетей четвертого поколения, 2020 год не стал катастрофой для мобильных операторов: игроки регулярно отчитывались о росте ARPU, покрытия и развитии новых направлений бизнеса. Чего ожидают они от 2021?

НВ Бизнес расспросил топ-менеджеров мобильных операторов большой тройки, каким они видят бизнес в 2021 году.

Пандемия не стала катастрофой

Среди ключевых событий прошлого года мобильные операторы называют принятие закона об электронных коммуникациях (в начале 2021 года его всё-таки подписал президент Зеленский).

Кроме обновления законодательства, для операторов 2020 запомнился строительством национального покрытия скоростного интернета — в июле украинские мобильные операторы начали разворачивать покрытие в диапазоне 900 МГц.

«Важно отметить беспрецедентную совместную работу по созданию инфраструктуры. Вечные конкуренты показали замечательную командную работу», — говорит Ольга Устинова. — «Благодаря этому многое удалось: рефарминг на „живой“ сети, совместное строительство и запуски 4G в метро, меморандум о шеринге — и все операторы, и государство работали практически как одна большая команда. Это позволяет нам, даже в условиях пандемии и непростой экономической ситуации, отметить 2020 как наиболее плодотворный в истории связи».

Президент Киевстар Александр Комаров отмечает в ушедшем 2020-м «очень высокий уровень регуляторной активности», который будет иметь влияние на отрасль и в дальнейшем.

«С моей точки зрения есть как очень положительные сдвиги (например — принятие нового закона об электронных коммуникациях), так и провалы — неприятие расширения действия закона об упрощенном доступе к инфраструктуре, который уже несколько лет остается номинальным и поэтому такие проекты, как покрытие 4G в метро, становятся регуляторным подвигом», — говорит Комаров. — «Есть очень рискованные решения, которые могут оказать негативное и непредсказуемое влияние на рынок. В частности, отмена обязательной идентификации в базовом операторе для абонентов, которые переносят номера в другие сети, или возможное необоснованное регулирование контент услуг».

Для lifecell прошлый год запомнился ещё и выходом оператора в прибыльность: третий квартал 2020 года — первый прибыльный квартал за 15 лет существования компании.

«Это большое достижение для нас и одновременно яркий пример того, как окупаются инвестиции в Украину. Наша компания пришла на рынок гораздо позже двух крупнейших операторов, в то время фактически поделили между собой абонентов. И чтобы оказаться сегодня там, где мы есть, мы вынуждены постоянно преодолевать многочисленные регуляторные барьеры, бороться с дуополией, стимулировать развитие честной конкуренции», — говорит Наталья Давиденко.

В Vodafone Украина — свои победы: компания в этом году впервые в истории украинского телекома разместила еврооблигации на международных рынках капитала объемом $500 млн.

«Нам удалось достичь самой низкой цены на выпуск еврооблигаций среди корпоративных эмитентов из Украины. Этот выпуск еврооблигаций является большим достижением не только для Vodafone Украина, но и для всего украинского рынка», — подчеркивает СЕО Vodafone Украина.

2021: тренды рынка, которые видят крупнейшие игроки

Полную версию читайте на nv.ua