Форсирование Днепра. Завершение строительства запорожского моста-долгостроя откроет эпоху больших строек в Украине

Так запорожский мост выглядел весной 2020 года. Теперь все его железные секции соединены прочной арматурой (Фото: АрселорМиттал Кривой Рог)

Возобновление долгостроя — моста через Днепр в Запорожье — начало большой кампании по восстановлению одряхлевшей дорожной инфраструктуры Украины.

Александр Кубраков, глава Укравтодора, сидя в Киеве, нажимает на нужную кнопку своего компьютера и мгновенно попадает в Запорожье на стройку века — мост через Днепр. Сложная конструкция, совершенно необходимая Украине и жизненно важная для самих запорожцев. Веб-камера, установленная на мосту, дает возможность не только Кубракову, но и любому из любопытствующих понаблюдать за ходом монтажных работ объекта, который 16 лет был мертв, а теперь живее всех живых.

«Когда я открываю веб-камеру с моста, я радуюсь, — говорит Кубраков. — На стройке днем и ночью трудятся сотни людей и единиц техники. Мы все ближе к цели: открыть проезд по одной части моста — из района Бабурка до острова Хортица».

Радуется не только Укравтодор, но и примыкающий к нему рынок. Мост в Запорожье — огромный инфраструктурный объект. На его сооружение идут десятки тысяч тонн стали, бетона, битума и т. д. И, как утверждает Александр Шандыба, замначальника по развитию дорог Службы автомобильных дорог в Запорожской области, все они made in Ukraine. Исключение — разве что турецкая компания Onur Taahhut и техника, которую они привезли с собой.

«Меня как мостовика это не радует, — говорит он. — Хотелось бы, чтобы это была украинская компания. Но на сегодняшний день мы полностью растеряли наш мостовой потенциал. Турецкая компания — это сильный партнер».

Запорожский мост очень важный, но не единственный в своем роде. По соседству, в 200 км от Запорожья, своей счастливой участи ожидает мост в Кременчуге, а другой мост в Алексеевке — это 100 км от Запорожья — не стал ждать милости от природы и рухнул в самый подходящий момент, 25 мая 2020 года, как раз в то время, когда на украинском ТВ проходил прямой эфир с пресс-конференции президента Украины.

О том, что Алексеевский мост «устал», страна узнала вместе с главой государства. Рядом с руинами моста военные установили понтонную переправу. А несчастная конструкция готовится к своей второй жизни. И не только она.

«Около 70 % мостов страны требуют реконструкции или ремонта, — говорит Евгений Чумаченко, директор департамента продаж (Украина и страны СНГ) АрселорМиттал Кривой Рог (АМКР). — Мы готовы активно участвовать в этих важнейших проектах».

Навели мосты

С правого берега Днепра в Запорожье из так называемого спального района Бабурка открывается замечательный вид на левобережную часть города. Посреди острова Хортица живописные обрывы окаймляют главную реку страны.

— А где центр города? — спрашивает журналист НВ у Шандыбы.

— Вон там, — указывает он пальцем. — Видите, где дымит Запорожсталь, это и есть центр города.

Устойчивый ориентир. Не ошибешься. На правый берег, где проживает не более четверти населения города, этот «дымоход» оказывает гораздо меньшее эковлияние.

Так что Запорожье могло бы развиваться в сторону относительно экологически чистого пространства. Но на пути прогресса стоит Днепр широкий. Его здесь можно пересечь только через узкий двухполосный мост Преображенского. «Старый мост, — уточняет Шандыба. — По нему сейчас осуществляет движение весь транспорт. И грузовой, и легковой. И никаких альтернатив». Ну разве что есть еще не особо широкий переезд через Днепрогэс.

«Плотину в ближайшие пару лет нужно закрывать на реконструкцию, — включается Кубраков. — Без нового моста это приведет к коллапсу».

Кроме своего муниципального значения новый запорожский мост важен для перемещений всей Украины с севера на юг и на восток. Иными словами, не строить мост нельзя, а строить дорого. Весь проект стоит 12 млрд грн.

Весь запорожский мост — это магистраль непрерывного движения протяженностью более 9 км, состоящая из шести транспортных развязок, в составе которых 27 искусственных сооружений, в том числе два моста с отдельными сооружениями под каждое направление движения.

«Захватку, на которой мы стоим, порядка 26 м забетонировали, — рассказывает Шандыба. — Тут 45 тонн арматуры».

Затем он рукой указывает на следующий пролет и говорит, что там так называемые захватки будут в два раза длиннее, а значит, понадобится 200 кубов бетона и около 90 тонн арматуры. Мостовикам это примерно на неделю круглосуточной работы.

«Они сказали, что используют 90 тонн в неделю? — переспрашивает Павел Житникович, старший мастер основного производственного участка мелкосортного стана 250‑4 АрселорМиттал Кривой Рог. — Я могу это произвести за один час».

Житникович молча обводит рукой свой цех, что в переводе с языка жеста на язык речи означает — «смотрите сами». Десятки тысяч тонн арматуры на наших глазах сматываются в огромные бухты.

«Я катал арматуру диаметром от 10 до 16 мм, — словно каким‑то откровением из личной жизни делится с НВ Житникович. — С модернизацией станов катаю до 32 мм». Что в переводе с языка цифр на язык букв означает: очень толстая в диаметре арматура теперь упаковывается как нитки в катушки, а катушки в вагоны.

Увы, скорострельность украинской металлургии идет рука об руку с угасанием украинского строительства.

«Если бы не инфраструктурные проекты в Украине, падение строительства в целом было бы еще более ощутимым», — поясняет Чумаченко.

На Запорожский мост криворожане уже отгрузили 1,3 тыс. тонн арматуры, которую в Украине производят только в АМКР, что делает продукт уникальным. Как уникален и строящийся мост в Запорожье.

Шандыба поясняет, что именно та часть сооружения, что перебрасывается через так называемый старый Днепр, имеет пролеты длиной 126 м. «До нас в Украине пролет такой длины никто не перекрывал», — подчеркивает он.

До 2022‑го планируют достроить весь мост. Запорожский мост — это тест для всех: как для строи­телей, так и для производителей стройматериалов. Даже их доставка — это уже вызов для отрасли.

Джеймс Мэтьюс, директор проекта по техническому надзору за строительством автотранспортной магистрали через реку Днепр в городе Запорожье iC consulenten, приводит пример.

Металлические конструкции перекрытия моста от 68 до 84 м доставляются на строительную площадку с Черноморского судостроительного завода в Николаеве. Это значит, что до 900 тонн веса транспортируется к зоне, расположенной в Кривой бухте, фактически в центре Запорожья. Оттуда буксирами к месту назначения.

«Каждая плавучая система транспортируется вдоль русла Днепра примерно 7 км до места установки», — поясняет он.

Шандыба предвкушает строительный бум, когда воды Днепра будут кипеть от таких вот грузов. И грезы запорожского мостостроителя имеют свои основания, печальные по смыслу, перспективные по содержанию. Практически все мосты и путепроводы Украины построены в 1950—1970 годах. В массе своей они исчерпали свой ресурс.

«Все нужно строить заново или капитально ремонтировать», — говорит Шандыба.

«В 2020 году в рамках [проекта] Большая стройка мы восстановили около 100 мостов, — заключает Кубраков. — В следующем планируем 350, из них 200 — на местных дорогах». Его слова да металлургам в уши.

Полную версию читайте на nv.ua