УЗ должна работать над оптимизацией расходов, а не постоянно повышать тарифы – ФРТУ

Железнодорожное тарифообразование в Украине нуждается в системном реформировании, а не выборочных решениях вроде «автоматической индексации» или «унификации тарифных классов». Подходы, при которых повышение тарифов происходит без оптимизации затрат и улучшения качества услуг, приведут только к оттоку клиентов, снижению доходов и дальнейшей деградации Укрзалізниці.

Об этом говорится в заявлении Федерации работодателей транспорта Украины (ФРТУ).

«В своем письме к Министру инфраструктуры и Председателю Антикризисного штаба Александру Кубракову, Федерация работодателей транспорта Украины предлагает исключить из Антикризисного плана изменения относительно постепенной унификации тарифных классов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, и автоматической ежегодной индексации тарифов на перевозку грузов на индекс цен производителей. Именно эти вопросы были предметом активной дискуссии на заседании Антикризисного штаба», – говорится в заявлении.

В ФРТУ напомнили, что с начала 2022 года железнодорожные тарифы для таких чувствительных грузов как уголь, цемент, руда, удобрения уже выросли на 42%.

«Такое повышение монопольных железнодорожных тарифов беспрецедентно в Украине и может привести к большим потерям всей экономики Украины и самой Укрзалізниці. В Федерации убеждены: увеличение грузовых тарифов в 2022 году недопустимо. А перед любым дальнейшим увеличением железнодорожных тарифов следует провести системные изменения, такие как реформирование УЗ и создать независимого регулятора», – подчеркнули в ФРТУ.

В Федерации подчеркнули: установление автоматической надбавки на цену услуг в одностороннем порядке не соответствует рыночным принципам, ведь исключает бизнес с дискуссии и позволяет монополисту УЗ неограниченно увеличивать расходы грузоотправителей.

«Внедрение автоматической индексации в ФРТУ не поддерживают и считают недопустимым. Повышение тарифов не включает в себя стимулы к повышению эффективности (сокращение расходов, оптимальное использование имеющихся ресурсов, привлечение дополнительных объемов перевозок). Объективным следствием такого подхода станет дальнейшая деградация «Укрзалізниці», и утрата ее конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта», – отметили в ФРТУ.

В Федерации выразили убеждение, что вместо необоснованного повышения тарифов Укрзалізниця нуждается в реформировании в рамках утвержденной Национальной экономической стратегии Украина-2030, прекращении кросс-субсидирования за счет грузовых перевозок, преодолении коррупции и создании Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ).

«До завершения процесса реформирования «Укрзалізниці», дальнейшее повышение тарифов не является и не может быть эффективным инструментом», – резюмировали в ФРТУ.

Напомним, Мининфраструктура в два этапа повысила тариф на железнодорожные грузовые перевозки на 30% с начала 2022 года – при том, что за период с 2010 по 2020 год эти тарифы выросли на 195%, а инвестиционные программы компании не выполняются. Позже глава правления УЗ Александр Камышин сообщил, что в 2022 году тарифы на грузовые перевозки больше расти не будут.

Ранее член Временной следственной комиссии ВР по проверке состояния «Укрзализниці» Константин Бондарев сообщил, что согласно выводам ВСК, из-за тотальной коррупции и неэффективного менеджмента «Укрзализниця» ежегодно теряет более 10 млрд грн.

В то же время экономист Борис Кушнирук заявил, что из-за постоянного повышения тарифов «Укрзалізниця» теряет клиентов, которые переходят на альтернативные перевозки, так что увеличивать прибыльность компании нужно за счет расширения клиентской базы и оптимизации тарифов.

Источник: www.obozrevatel.com