Сможет ли Украина обойтись без поддержки МВФ — главное из отчета Goldman Saсhs

В распоряжении НВ Бизнес оказался отчет одного из крупнейших инвестиционных банков США — Goldman Sachs. Отчет был разослан банком клиентам-инвесторам. В этом документе аналитики инвестбанка пытаются ответить на основной вопрос — сможет ли Украина быть экономически стабильной без сотрудничества с МВФ? Украина находилась в четырех программах МВФ с 2014 года, и еще нескольких за предыдущее десятилетие.«С улучшением макроэкономических показателей, большими буферами и низкой уязвимостью, Украина теперь, вероятно, меньше нуждается в поддержке МВФ, чем раньше», — говорится отчете. В Goldman Saсhs отмечают, что условия сотрудничества с МВФ все чаще начинают наталкиваться на политическое сопротивление, тогда как президент Зеленский столкнулся со снижением рейтингов и дезертирством в его партии. «Это поднимает вопрос о том, как и при каких условиях экономика Украины могла бы работать без МВФ», — задаются вопросом в Goldman.Несмотря на то, что Украина участвовала в программах МВФ шесть лет подряд, совокупный чистый приток официального сектора (МВФ, Всемирный банк, ЕС и другие кредиторы; кредиты минус выплаты по долгам) был близок к нулю с 2016 года — это означает что деньги МВФ в значительной степени служили политическим якорем, а не источником финансирования. «Благодаря улучшению макроэкономических показателей и снижению внешней и финансовой уязвимости в течение последних шести лет Украина достаточно хорошо выдержала нынешний экономический шок», — считают в GS.МВФ стал менее критично относиться к Украине с экономической точки зрения, но связанные с этим политические трудности участия в программе увеличились, считают в Goldman. Это особенно актуально в связи с тем, что президент Зеленский и его партия, похоже, переживают давление на их рейтинги накануне местных выборов. «В этом контексте мы смотрим на степень, в которой внешние и фискальные ограничения требуют того, чтобы Украина оставалась в программе МВФ. В общих чертах, мы находим, что ограничения ликвидности не являются особенно критичными в следующие 12−18 месяцев, но в соображениях внешней и финансовой устойчивости при отсутствии программы МВФ потребуются значимое ужесточение налогово-бюджетной политики и обесценивание национальной валюты, — предупреждают аналитики Goldman. — Наша оценка в этом политическом расчете в настоящее время не благоприятствует выходу Украины из программы МВФ, даже если чаша весов постепенно начинает больше склоняться в этом направлении».НВ Бизнес приводит основные тезисы отчета Goldman Sachs.Устойчивое макроэкономическое улучшение на основе четырех последовательных программ МВФУкраина участвует в четырех непрерывных программах МВФ с момента финансового и геополитического кризисов 2013—2015 годов, а также кризиса платежного баланса. Украина претерпела успешную структурную перестройку и очень существенно изменила свою макроэкономическую политику. Два наиболее заметных изменения — чистка банковского сектора, денежно-кредитная и валютная политика с переходом на плавающий обменный курс и таргетинг инфляции. Кроме того, бюджетные корректировки, в том числе ограничение дефицита газового сектора на его пике, составляющем 6% ВВП, и пенсионная реформа наряду с реальным повышением курса гривни в период с 2017 по 2020 год способствовали значительному сокращению объема государственного долга и улучшению его динамики. «Украина добилась определенного прогресса в институциональной реформе, в том числе в сфере земельной политики и борьбы с коррупцией, хотя реализация была выборочной и неполной, и во многих областях (особенно в правоохранительных органах, службах безопасности и судебной системе) еще не было проведено значимых реформ», — указывают аналитики.В совокупности это привело за последние несколько лет к снижению финансовой и внешней уязвимости Украины, даже если они еще не привели к значительному увеличению роста экономики (который в 2016−19 гг. составлял в среднем 2,9% в год, после падения почти на 20% в 2014−15 годах.).Также Украина накопила валютные резервы с минимальной отметки в $6 млрд до примерно $29 млрд в настоящее время (от 1 до примерно 5 месяцев импорта товаров и услуг на 12-месячной основе). Что касается бюджета, то государственный долг упал с 90% ВВП до минимума, составляющего около 50% ВВП, по состоянию на 1 кв. 2020 года (хотя с тех пор он снова вырос примерно до 60% ВВП).Поддержка МВФ изменила политику и снизила стоимость займовОбъясняя стабильное улучшение кредитоспособности за последние четыре года, аналитики уточняют, что Украина вошла в текущий шок, связанный с COVID на относительно более стабильной финансовой и макроэкономической основе, чем предыдущий кризис, так как у страны появился значительный фискальный и внешний буфер. «Это должно способствовать снижению макроэкономической и финансовой нестабильности, а также более мелкому сокращению в этом году и более устойчивому восстановлению экономики в следующем году. В этом контексте многие наблюдатели спрашивали, сможет ли Украина „выйти“ из своей зависимости последних пяти лет от программ МВФ. В частности, может ли Украина жить без МВФ или при каких условиях это будет возможно и каковы будут экономические последствия?», — задаются вопросом аналитики Goldman.У этих вопросов есть несколько аспектов. Во-первых, программы МВФ служили важным политическим якорем денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и, тем самым, подкрепляли поддержку финансового счета страны.Во-вторых, это поддержка, состоящая из притока средств как из официального, так и частного сектора, помогла Украине удовлетворить свои потребности во внешнем и бюджетном финансировании. Во-третьих, значительная часть (примерно одна треть) государственного долга Украины принадлежит официальному сектору (МВФ, Всемирный банк, ЕС и другие) и имеет льготные процентные ставки, тем самым снижая общую стоимость фискальных заимствований Украины.«Это фактор, который способствовал улучшению фискальной траектории Украины и, без которого, необходима значительная дальнейшая фискальная корректировка для сохранения динамики долга неизменной», — считают в Goldman.Последствия жизни без МВФ«Таким образом, наш ответ на вопрос о том, сможет ли Украина жить без МВФ, является положительным, хотя и с оговорками, и при определенных предположениях», — отмечают аналитики Goldman SachsВо-первых, налогово-бюджетная и особенно денежно-кредитная политика будут иметь постоянное значение в отсутствие якоря внешней политики, как для поддержания макроэкономической стабильности, так и для поддержки финансового счета (хеджирование от оттока местного капитала и поддержание хотя бы некоторой степени притока портфельных инвесторов).Во-вторых, отсутствие МВФ, вероятно, будет означать, по крайней мере, несколько более высокие затраты по займам как по внешнему, так и по внутреннему долгу, что подразумевает необходимость фискальной корректировки, чтобы оставить динамику долга без изменений.В-третьих, с учетом относительно больших сроков погашения внешнего долга в ближайшие годы и вероятного более низкого притока портфельных инвесторов при отсутствии якоря внешней политики (МВФ), поддержание внешней устойчивости, вероятно, будет означать необходимость в значительно более слабом обменном курсе гривни.«Ослабление гривни, в свою очередь, приведет к ухудшению показателей долга Украины (с учетом того, что две трети государственного долга номинированы в иностранной валюте), что означает необходимость дальнейшей бюджетной корректировки для стабилизации динамики долга», — предупреждают аналитики.Тем не менее, даже если выход за рамки программы МВФ может быть экономически целесообразным, это, вероятно, повлечет за собой экономические издержки, которые необходимо сопоставить с предполагаемыми политическими выгодами.«Решение отойти от МВФ, вероятно, должно сопровождаться ужесточением налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики и ослаблением валюты, — подчеркивают в Goldman Sachs. — Эти факторы, вероятно, будут оказывать давление на рост, по крайней мере в краткосрочной перспективе, и поэтому могут быть неприемлемыми, и правительству необходимо будет взвесить эти затраты с политическими неудобствами (предполагаемыми или фактическими), связанными с поддержанием сотрудничества с МВФ».
Источник: biz.nv.ua