Синэво насчитали, а теперь отменяют 1,1 млрд грн штрафа. Налоговая, чем вы там занимаетесь

Налоговики продолжают устраивать качели для украинского бизнеса. На этот раз «качали» компанию Синэво. Вывод неутешителен для всей Украины

20 декабря стало известно, что Государственная налоговая служба отменит пресловутый акт проверки сети лабораторий Синэво Украина о доначислении налога на прибыль на 1,1 млрд грн и назначит повторную проверку.

Какие выводы должна сделать власть и деловая общественность из этой ситуации?

Сначала несколько важных фактов и обстоятельств

Первый. Синэво Украина является частью шведской группы Медикавер. Проанализировал их годовые отчеты.

Годовой доход группы в 2020 году по диагностическим услугам – 473 млн евро, из них 73,4 млн генерировала Украина, это около 2 260 млн грн. В 2019-м – около 1 880 млн грн. За эти два года компания заплатила в Украине 312 млн грн налогов. Это дает налоговую нагрузку около 7,5% от оборота (!). Это немало, любой предприниматель или налоговый юрист вам подтвердит.

И это без учета 180 млн грн налогов на фонд оплаты труда, с которым налоговая нагрузка возрастает до 11,8%. Кстати, то, что компания в коммуникации не добавила эту цифру в сумму уплаченных налогов, а выделила ее отдельно как налоги, перечисленные за работников, – уже свидетельствует о высокой культуре компании.

Второе. Я не видел акта проверки компании, но, насколько мне известно, налоговики без ссылок на конкретные операции и нарушенные нормы законодательства сняли значительную часть расходов компании за три года. Это увеличило базу налога на прибыль и привело к доначислению 1,1 млрд грн.

Ставка налога на прибыль – 18%. Следовательно, налоговики подвергли сомнению 6 млрд грн расходов компании. Компании, которая проходит ежегодный внешний аудит и подвергается жестким требованиям по прозрачности и учету через материнскую структуру, инкорпорированную в Швеции, и акции которой торгуются на Стокгольмской бирже.

Третье. Только описание (!) первичных документов, предоставленных компанией Синэво налоговикам, по словам главного юриста компании, занимает 2 700 писем. С двух сторон. 9-м шрифтом. Сами документы – 21 большая коробка, кузов маленького грузовика.

Что мы получили в сухом итоге после отмены акта проверки, длившейся три месяца?

Тысячи непродуктивных человекочасов, израсходованных компанией на сопровождение налоговой проверки, – анализ запросов налоговиков, поиски документов в архивах, копирование, написание возражений к акту проверки, защита себя в публичном пространстве.

Сотни тысяч гривень налогоплательщиков, израсходованных непосредственно на зарплаты проверяющих, а также руководителей Государственной налоговой службы и даже народных депутатов Украины, которые включились в этот процесс после огласки.

Очередной сигнал для инвесторов и через посольства – для других стран, в первую очередь, Королевства Швеция, которое является важным международным партнером и донором Украины и, кстати, финансирует проект «Шведско-украинское партнерство для современной и эффективной налоговой службы».

Сигнал о том, что деловой климат у нас остается плохим, а также Управление по работе с крупными налогоплательщиками, которое должно привлекать лучших, более опытных специалистов, может допустить таких грубых операционных и коммуникационных ошибок.

«Мы пришли к выводу, что состоялась дискоммуникация между налоговиками и налогоплательщиком во время плановой проверки. А именно – дискомуникация по объему и качеству предоставления документов налогоплательщика», – заявил сегодня Даниил Гетманцев, глава парламентского комитета по вопросам финансов, выслушав позицию обеих сторон на встрече.

«Дискоммуникация». Вот представьте себя на месте налоговика, подписывающего акт, которым компании с приличной налоговой нагрузкой, западными инвестициями и хорошей репутацией доначисляются налоговые обязательства на миллиард гривень.

Что, в первую очередь, сделает ответственный руководитель? Убедится, что каждая копейка доначислений имеет железобетонное обоснование. Проконсультируйтесь с коллегами. Сообщит коммуникационщикам налоговой, которые в сотрудничестве с ним сформируют официальную коммуникацию, с которой придется выходить в деловое сообщество, чтобы объяснить позицию государственного органа.

Похоже, ничего из вышеперечисленного не было сделано. Это не просто «дискоммуникация». Это свидетельство того, что, несмотря на победоносные реляции о перевыполнении планов поступлений налогов, процессы в ГНС остаются далекими от тех, которые должны быть в сервисно-ориентированной современной налоговой службе.

А значит украинская экономика продолжает платить большую цену за неэффективное администрирование налогов – из-за отпугнутых инвесторов, непроизводительных расходов на сопровождение проверок и «перестраховочного» налогового учета, на обжалование результатов этих проверок в судах, апелляции и кассации, которые упорно представляют налоговики у всех, даже самых безнадежных делах (посмотрите в реестре судебных решений, сколько дел против налоговой уже выиграла та же Синэво Украина). И самое неприятное, что вся эта цена ложится именно на белый сегмент экономики, видимый налоговой службе.

«Дело Синэво» – это последний звоночек о том, что настоящая реформа налоговой службы наконец-то должна стать одним из ключевых приоритетов власти и общества. Возможно, власти боятся трогать «священную корову», которая кое-как, но наполняет бюджет деньгами предпринимателей. Но это нужно сделать. Не для галочки и не ради грантов. А ради бизнес-климата и более продуктивной экономики, а значит – благосостояния каждого из нас.

Источник: news.liga.net