АТБ заплатил десятки тысяч компенсации: почему украинцы страдают из-за супермаркетов и как их обманывают

Украинцы активно жалуются на супермаркеты. Недовес, просрочка, неправильная сдача и агрессивные охранники – в топе обращений. Чаще всего отстоять свои права крайне сложно: доказать, какой именно продукцией отравился, почти невозможно. А на судебные тяжбы решаются единицы граждан.

О том, на что украинцы жалуются в супермаркетах и как защищают свои права, читайте в материале OBOZREVATEL.

Большинство конфликтных случаев решается еще до момента подачи судебного иска, рассказывает эксперт в вопросах защиты прав потребителей Максим Несмиянов. Действительно, в судебном реестре OBOZREVATEL удалось найти только несколько гражданских исков, поданных против крупных сетей для защиты прав потребителей.

К примеру, с АТБ чаще всего судились за то, что они отказывались обслуживать клиентов без маски (разумеется, такие покупатели иски проигрывали). Однако один из исков все-таки закончился крупной компенсацией. Волчанский районный суд Харькова в прошлом году обязал «АТБ-Маркет» заплатить своему покупателю 22,9 тыс. грн за нанесенный материальный ущерб и 3 тыс. грн за моральный ущерб.

Клиент супермаркета уже на выходе из АТБ упал и сломал кость правого бедра. Суд рассмотрел обстоятельства дела и пришел к выводу, что супермаркет не выполнял свои законные обязательства – магазин должен быть безопасным местом, скользкий пол, лед на ступеньках – недопустимы.

«Такая ситуация – исключение. Чаще всего супермаркеты идут на встречу и договариваются. В некоторых случаях, например, отравления, очень сложно доказать вину магазина и адвокаты не советуют судиться. Например, если это случай отравления, как доказать, чем именно отравился, что мыл руки. Одного случая мало, должно быть хотя бы пять таких случаев», – рассказывает Несмиянов.

И тем, что сети готовы «договариваться», часто пользуются мошенники. К примеру, как рассказали в Союзе потребителей Украины, к ним часто обращаются с фальшивыми жалобами. Например, один из украинцев прислал фотографию испорченного сыра, покрытого плесенью. В письме он заявил, что «съел» продукт и отравился. А на вопрос, как же он мог есть продукт, который уже покрылся плесенью, почернел и неприятно пахнет, он ответить не смог.

Даже крупные украинские сети высчитывают недостачу в кассах с зарплат своих сотрудников. Для этого очень часто продавцов и охранников оформляют на минимальную зарплату, остальная сумма – премии, которые по закону могут урезать или вовсе отменять. Как результат: продавцы пытаются заработать в кассу больше денег, чтобы покрыть недостачу.

«Отработала на кассе, сдала 30 тыс. грн, получилось еще 120 грн недостачи. Пришлось ее из собственного кошелька компенсировать! Некоторые действительно обманывают, но я так не делала. Почему обманывают? Я вас уверяю, никто в свой карман ничего не забирает. Невозможно воровать на кассе, у нас люди такие, что потом такой скандал устроят! Если кто-то какие-то 20-30 копеек и недодаст, то только чтобы недостачу компенсировать», – рассказывает сотрудница одной из крупных сетей супермаркетов в Днепре.

Если в крупных сетях испорченную продукцию списывают, то в небольших продуктовых магазинчиках даже просрочку могут высчитывать из зарплат продавцов. И это при том, что дорогие колбасы «усыхают», меняется вес. «Товаровед – это вообще роскошь. У нас в магазине все заказывают сами продавцы, мы и отвечаем, если что-то пропало, испортилось. Конечно, пытаешься продать сначала то, что быстрее испортится. Поэтому и замачивают мясо в уксусе, чтобы не воняло, пытаются все как-то выжить», – рассказывает продавец из Каховки Херсонской области Анжелика.

Сложно избежать и мелкого воровства. Чаще всего, как говорит бывший охранник в одном из супермаркетов Сергей, выносят сладкие сырки, шоколадки и алкоголь. Поэтому в алкогольном отделе чаще всего устанавливают больше всего камер, там же регулярно «прогуливаются» охранники торговых залов.

  • Вместе с качественным товаром продают «неликвид»

Глава правления ассоциации «Споживча довіра» Елена Куликова советует внимательно рассматривать продукцию, которую вы хотите приобрести, проверить, нет ли там каких-либо дефектов. «Недавно во время одного из рейдов мы обнаружили красную рыбу. Она была с нормальным сроком годности, но шла по акции. Мы сначала не поняли, в чем дело. Но когда стали рассматривать ее очень близко, то заметили, что там была повреждена упаковка. А на самой рыбе была плесень», – говорит она.

  • Ненастоящие скидки

Иногда после скидки товар стоит даже дороже, чем до нее. Кроме того, иногда продавцы специально завышают цены, чтобы затем предоставить «огромную скидку», поясняет Несмиянов.

  • Больше просрочки и меньше качества

По словам Несмиянова, серьезная проблема есть также с просроченной продукцией. Ее могут продавать напрямую или же частично смешивать со свежим товаром. Если продукт испортился, то тогда могут сделать скидку или уценку.

  • Разница в ценниках в торговом зале и на кассе

Хотя покупатели по закону имеют право заплатить ту цену, которая указана именно в зале. С проблемами можно столкнуться и при расчете за товар, особенно если вы пользуетесь наличкой.

Лучший способ защитить себя – быть внимательным, спокойным, не вступать ни в какие конфликты и фиксировать все действия сотрудников супермаркета, которые кажутся вам незаконными.

Источник: www.obozrevatel.com