Инфраструктурный подъем. В Украине рекордными объемами строят дороги, аэропорты, мосты

В Украине — большой
инфраструктурный подъем: строятся новые дороги, аэропорты, мосты и многое
другое. А все благодаря децентрализации, Дорожному фонду
и таможенному эксперименту, пишет журнал Новое Время.

Астрономическая сумма
42,5 млрд грн — именно столько в стране потратили на реконструкцию и
строительство автомобильных дорог лишь за прошлый год.

В 2019-м на эти цели в
Украине планируют потратить уже 55 млрд грн.

По словам Александра Кавы,
советника главы Госагентства автомобильных дорог, объемы реконструкции
и ремонтов отечественных «шляхов» в 2018 году стали
самыми большими за последние 10 лет.

Асфальт — далеко
не единственная статья капитальных вложений государства. Госкомпания
Укрзализныця (УЗ) в этом году инвестирует почти 10 млрд грн
в железные дороги и сопутствующую инфраструктуру. Евгений Кравцов,
глава УЗ, говорит, что ежегодно объем капитальных инвестиций в его
компании увеличивается на 50-60%.

А еще страна становится
на кры­ло: в Одессе строят новую взлетно-посадочную полосу за 3,6 млрд
грн, а в Белой Церкви под Киевом Мининфраструктуры планирует
за 1,5 млрд грн создать международный аэропорт с грузовым
и пассажирским терминалами.

Экономист Сергей Фурса отмечает,
что сегодня в стране происходит настоящий дорожный всплеск. И он
подтягивает за собой смежные отрасли. Например, производство материалов
для строительства дорог — щебня, асфальта и прочего —
переживает настоящий бум.

  • Читайте также: НВ назвало четыре самых масштабных инфраструктурных проекта столицы

Закатали в асфальт

Драйвером инвестиций
в шоссейные дороги стала новая структура — Дорожный фонд (ДФ),
созданный правительством год назад. Через него осуществляется финансирование
работ по созданию и реконструкции автомагистралей.

ДФ не только гарантирует
оплату подрядчикам, он еще и аккумулирует средства.

Фонд наполняется за счет
акцизов и таможенных пошлин на топливо, нефтепродукты и транспортные
средства. В 2018‑м 50% собранных таким
образом денег направлялись в ДФ, в нынешнем году эта доля увеличится до 75%.

В итоге
из 42,5 млрд грн, «закатанных в асфальт»
на протяжении 2018‑го, 34 млрд грн поступили
именно из фонда. Тогда как в 2013 году во всю дорожную отрасль
госказна влила лишь 4,4 млрд грн.

Еще одним источником
финансирования дорожных работ стал затеянный Кабмином таможенный эксперимент:
половину суммы от перевыполнения плана таможенных сборов Государственная
фискальная служба (ГФС) теперь перечисляет в местные бюджеты. Причем
с конкретной целью — на дорожное строительство. Благодаря этой
затее за 11 месяцев 2018‑го ГФС перенаправила региональным
властям 3,2 млрд грн.

Сыграла свою роль
и еще одна кабминовская фишка — децентрализация. Благодаря ей
муниципальные власти получили доступ к собранным на местах налогам
и стали распоряжаться заметно большими финансовыми ресурсами. По словам
Дмитрия Давтяна, заммэра столицы, если два года назад бюджет Киева составлял
25 млрд грн, то теперь городская казна наполнена до 56 млрд
грн.

  • Читайте также: Главные стройки страны: НВ определило топ-10 инфраструктурных проектов Украины

Новые методы

Нынешнему инфраструктурному
подъему способствуют и новые методы обращения с финансами, которые
осваивают местные чиновники и государственные топ-менеджеры.

Юрий Голик, советник
главы Днепропетровской облгосадминистрации,
который до работы в органах власти возглавлял коммерческую
радиогруппу UMH, рассказывает, что раньше областной бюджет распределяли
на большое количество объектов по принципу «понемногу,
но каждому». «Сейчас все концентрируется [на отдельных важных
проектах] и есть четкий план, — говорит он. — Мы понимаем, что
делаем в этом году, что — в следующем, а что — через
год».

Деловой логике нынче следуют
и в столице. Как рассказывает Давтян, который тоже пришел
на госслужбу из бизнеса, любой большой проект в городе начинают
только в том случае, если его можно реализовать за год-два.
То есть в срок, в который можно запланировать источники
финансирования.

Но все нынешние
инфраструктурные успехи страны, уверены эксперты, выглядят мелочью на фоне
тех проблем, которые еще предстоит решить. Александр Кава, советник главы
Госагентства автомобильных дорог, приводит пример из своей сферы: для того
чтобы в ближайшие пять лет отремонтировать все дороги национального
значения, нужно тратить по 200 млрд грн ежегодно. То есть
в четыре раза больше запланированного на 2019‑й уровня.

Читайте полную версию этого материала в свежем номере журнала Новое Время — №1 от 17 января 2019 года.

Источник: biz.nv.ua